Психология вокала — часть 3.

Отрывок из книги Алексея Коляды «Психология вокала», часть 3.

***

Для начала мы определим наш предмет — помеху. Если посмотреть по словарям, то помеха — это нечто мешающее, препятствующее чему-либо. Дальше стоит определить, чем в сущности является это «нечто препятствующее»? И, соответственно, чему и как оно мешает?

Если говорить о пении, то можно условно обозначить три группы помех. Условно – потому что все они, так или иначе, между собой связаны. Вопрос только в том, на каком уровне сильнее проявляются, и чему больше мешают.

1. Помехи телесного рода — всевозможные зажимы, напряжения, блоки. Проявляются, в первую очередь, в теле, и мешают работе тела при пении. Простые примеры – напряжения в области диафрагмы или брюшной стенки мешают глубокому, естественному нижнему дыханию. И соответствующим образом сказываются на звучании. Напряжения в области горла — препятствуют управлению тембром, точному интонированию. В особо тяжёлых случаях, практически исключают возможность целенаправленно управлять голосом «выше – ниже». В этих случаях человеку говорят, что у него нет «музыкального слуха». Хотя, к способности слышать и различать звуки разной высоты, этот «слух» — не имеет никакого отношения.

2. Следующая группа помех может быть условно названа — переживаниями. Переживания и работа с ними – это особая очень большая тема. Кратко, «переживание» можно определить, как состояние, наполненное сильными неуправляемыми чувствами и неполезными решениями. Например, переживания тревоги, страха, обиды, злости. Что является важной особенностью любых переживаний?

То, что чувства, которые человек испытывает, мало связаны с тем, что с ним здесь и сейчас происходит. Они приходят как бы «из памяти». То есть, эти чувства идут откуда-то ещё, из каких-то других областей его сознания, связанных с происходящим лишь по подобию. Например, человек прекрасно подготовился к выступлению, он владеет своим голосом, он знает материал. И вдруг что-то происходит, и резко возникает тревога такого уровня, что всё забывается: и все умения и все намерения. Результат прискорбен.

3. Следующая, менее очевидная и более тонкая, и но не менее сильная группа помех связана со скрытыми, неосознаваемыми целями. В общем виде, по поводу этих помех можно сказать следующее: стремясь к чему-либо, человек решает не те задачи не теми средствами. Об этом есть смысл говорить уже предметно, и поскольку тема большая, то в соответствующем месте мы ее подробно обсудим.

Вы прочитали про помехи, и наверняка у вас возник вопрос: а нужно ли всем этим заморачиваться? Ведь есть примеры людей, которые прекрасно поют, которые достигли неимоверных высот в этой области, и сделали они это, как можно понять из их мемуаров и интервью, просто регулярными упражнениями. Так нужен ли вообще этот разговор о помехах и о связанной с ними работе над собой?

Вопрос здравый и требующий ответа. Если коротко — у некоторых людей, исходно нет помех пению. Поэтому и освобождаться не от чего.

Теперь немного подробнее. Обратите внимание на то, как построен отбор детишек в учреждениях, с которых начинается музыкальное образование, в том числе путь к вокалу. Главным образом, это детские музыкальные школы. Музыкальную школу заканчивают по классу какого-нибудь инструмента, а для занятий вокалом, нужно поступить в музыкальное училище, пройдя ещё один уровень отбора.

В чём суть отбора при поступлении в музыкальную школу? Она состоит в том, чтобы отобрать детей, у которых нет заметных, выраженных помех музыкальным способностям. Ребёнку предлагается повторить какой-нибудь ритм, и он это делает. Это означает, что ему ничего не мешает, во-первых, предложенный ритм точно запомнить, и, во-вторых, он достаточно хорошо владеет своим телом, чтобы этот ритм воспроизвести. Обратите внимание — ему ничто не мешает. Ребёнку предлагают спеть в унисон с предложенным звуком. Если ребёнку ничто не мешает это сделать, он справится и с этой задачей. Часто просят спеть отрывок из какой-нибудь песни. Ребёнка слушают, насколько исполняемое близко к оригиналу. Если в песне можно узнать только слова, то это означает, что ребёнку что-то мешает произвольно менять высоту звучания своего голоса. После этого обычно ставят диагноз — нет слуха. Таким образом, происходит предварительный отбор детей, у которых нет заметных помех к пению.

Поэтому прекрасные методики, связанные с обучением вокалу – созданы для людей, у которых исходно нет особых помех со звучанием. Или есть, но незначительные, те, которые преодолимы упражнениями и даже могут уйти за счёт такой работы.

В том случае, если уровень помех превышает некое пороговое значение, эти методики работать не будут. По причине того, что человек не сможет ими воспользоваться. Потому что вместо выполнения упражнений, он будет биться об свои помехи. Поэтому выбор очень прост: или вместо того, чтобы петь, идти, например, танцевать и рисовать, или же всё-таки начинать работать над собой с помощью других методик, убирающих помехи. Тем более, что это не такое уж и сложное дело, если подходить к нему умеючи.

Купить книгу можно здесь.

Добавить комментарий